Версия сайта

 

Сведения об образовательной организации

Приложение 6. Особенности ЭМ ГВЭ (письменная форма)

              Общие требования к ГВЭ по русскому языку

 Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием (номер экзаменационных материалов содержит литеру  «А», 100-е и 400-е номера вариантов).ЭМ по русскому языку для ГВЭ в письменной форме разрабатываются для разных категорий обучающихся с ОВЗ.

Выбор формата решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития:

литера «А» – для обучающихся с ОВЗ (за исключением слепых, слабовидящих
и поздноослепших; глухих; лиц с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным образовательным программам; а также обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) – изложение (сжатое) с творческим заданием (400-е номера вариантов) или сочинение (100-е номера вариантов) по выбору выпускника. ЭМ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ.

литера «С» – для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля, – изложение (сжатое) с творческим заданием (600-е номера вариантов) или сочинение (300-е номера вариантов) по выбору выпускника.  ЭМ аналогичны ЭМ для участников ГВЭ без ОВЗ, однако визуальные образы в текстах сведены к минимуму.  ЭМ переведены на шрифт Брайля.

литера «К» – для глухих обучающихся, а также  лиц с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием (500-е номера вариантов) или сочинение (200-е номера вариантов) по выбору выпускника. ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых. Для глухих обучающихся и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания.

литера «Д» – для обучающихся с расстройствами аутистического спектра – диктант с особыми критериями оценивания (700-е номера вариантов).

Общие требования к ГВЭ по математике

Литера «А» (100-е номера вариантов) - для участников ГВЭ без ОВЗ и обучающихся с ОВЗ (за исключением участников с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам);

литера «С» (300-е номера вариантов) – для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля.

литера «К» (200-е номера вариантов) - для участников ГВЭ с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.

  1. Русский язык

ГВЭ по русскому языку (письменная форма) проводится  в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников:

участников без ОВЗ;

обучающихся с ОВЗ.

В зависимости от выбора формата ГВЭ по русскому языку и литеры должна быть реализована рассадка участников экзамена по аудиториям.

При организации экзамена следует учесть, что для его проведения необходимы разные аудитории для проведения сочинения, изложения с творческим заданием, диктанта.

Для проведения экзамена у глухих, позднооглохших и слабослышащих обучающихся привлекаются сурдопедагоги, работающие с данным контингентом обучающихся, но не ведущие данный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку (с любой литерой) отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Дополнительные материалы и оборудование при проведении экзамена по русскому языку не используются.

1.1. Оценивание результатов экзамена ГВЭ по русскому языку
(письменная форма)

Максимальный первичный балл за написание сочинения –17.

Максимальный первичный балл за  написание сжатого (или подробного) изложения и творческого задания (сочинения) – 17.

Максимальный первичный балл за написание диктанта – 17.

Результат за экзаменационную работу определяется, исходя из следующих положений:

если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;

если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;

если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная (третья) проверка.

Существенным расхождением в баллах, выставленных двумя экспертами, является расхождение в 8 и более баллов.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Диапазон первичных баллов

0–4

5–10

11–14

15–17

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

1.2. ГВЭ по русскому языку в форме сочинения

Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.

Особенности сочинения (варианты  с  литерой  «А» (100-е номера) или «С» (300-е номера)

Устанавливается минимально необходимый объем сочинения: 250 слов. Если
в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Особенности сочинения (варианты  с литерой «К» - 200-е номера )

Комплект тем сочинений с номерами вариантов, содержащих литеру «К» (200-е номера), отличается простыми формулировками тем сочинений, а также инструкцией для обучающихся, в которой указаны следующие требования к объему сочинений: от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то работа оценивается 0 баллов).

1.3. ГВЭ по русскому языку в форме изложения
с творческим заданием

Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды с интервалом между прочтениями текста 2,5-3 минуты

Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста, являющимся учителем данных участников ГИА..

Особенности изложения с творческим заданием (варианты  с  литерой  «А» (400-е номера) или «С» (600-е номера)

Примерный объем текста для изложения – 200-280 слов.

Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:

сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);

творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов
(в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Особенности изложения с творческим заданием (варианты с литерой «К» -500-е номера )

Тексты для изложения имеют повествовательный характер с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержат сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики.

Экзаменуемые должны написать изложения (сжатое или подробное – по выбору выпускника). Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:

сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов).

объем подробного изложения  не регламентируется;

творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов
(в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Текст для изложения зачитывается организатором в аудитории дважды для следующих категорий участников ГИА с ОВЗ:

- глухим и позднооглохшим обучающимся;

- участникам ГИА с задержкой психического развития, обучающимся
по адаптированным основным образовательным программам;

- обучающимся с тяжелыми нарушениями речи.

Интервал между прочтениями текста для изложения составляет 2,5-3 минуты. В это время участники могут работать с черновиками, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ. После второго чтения текста перечисленным  выше участникам ГИА предоставляется текст изложения для чтения
и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с черновиками, выписывая ключевые слова, составляя план изложения.
По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст изложения и обучающиеся приступают к написанию изложения.

1.4. ГВЭ по русскому языку в форме диктанта (варианты с литерой «Д» - 700-е номера)

ГВЭ по русскому языку для обучающихся с расстройствами аутистического спектра может проводиться в форме диктанта. Количество слов в диктанте 200-220.

  1. Математика

Письменный экзамен ГВЭ по математике проводится  в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ. Участники экзамена могут быть распределены в одну аудиторию.
В распределении обязательно указывается маркировка экзаменационных материалов.

При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по математике для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.

Выполнение экзаменационной работы по математике составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Необходимые справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования, для выполнения экзаменационной работы выдаются вместе с текстом экзаменационной работы. При выполнении заданий разрешается пользоваться линейкой.

ЭМ с литерой «А» - 100-е номера вариантов

Каждый вариант экзаменационной работы содержит 12 заданий, из которых 10 заданий с кратким ответом, в которых необходимо записать ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби, и 2 задания с развернутым ответом.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 14.

Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение  задания с развернутым ответом.

Если расхождение баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение одного из заданий 11 или 12, составляет 2 балла, то третий эксперт проверяет только ответы на те задания, которые вызвали существенное расхождение.

Если имеется расхождение баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение заданий 11 и 12, в сумме 2 или более баллов, то третий эксперт проверяет ответы на оба эти задания.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0–3

4–6

7–9

10–14

Экзаменационные материалы с литерой «К» - 200-е номера вариантов

Каждый вариант экзаменационной работы, маркированного литерой «К», содержит 10 заданий с кратким ответом, в которых необходимо записать ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби.

Максимальный балл за всю работу – 10.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0–2

3–5

6–8

9–10

ЭМ с литерой «С» - 300-е номера вариантов

Экзаменационные материалы аналогичны материалам с литерой «А» (100-е номера вариантов), но в текстах заданий сведены к минимуму визуальные образы.

  1. Биология

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 28 заданий и состоит
из двух частей. Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 1 задание, на которое следует дать развернутый ответ.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 35.

Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение  задания с развернутым ответом. Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0–8

9–17

18–26

27–35

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

  1. География

Вариант экзаменационной работы включает в себя 22 задания. Работа содержит 21 задание с кратким ответом и одно задание с развернутым ответом, к которому требуется записать полный ответ на поставленный вопрос.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 23.

Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение  задания с развернутым ответом.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0–9

10–14

15–19

20–23

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).

Обучающиеся обеспечиваются непрограммируемыми калькуляторами
и географическими атласами для 7, 8 и 9 классов (любого издательства).

  1. Информатика и ИКТ

Вариант экзаменационной работы включает в себя 13 заданий и состоит из трех частей. Часть 1 содержит 6 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. Часть 2 состоит из 6 заданий с кратким ответом в виде цифры, последовательности цифр или букв. Часть 3 содержит 1 задание, которое выполняется
на компьютере в среде электронных таблиц.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 14.

Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение  задания с развернутым ответом.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0–4

5–8

9–11

12–14

На выполнение экзаменационной работы отводится  2 часа 30 минут (150 минут).

Задание части 3 выполняется обучающимися на компьютере (задания частей 1 и 2 выполняются обучающимися без использования компьютеров и других технических средств). На компьютере должна быть установлена знакомая обучающимся программа для работы с электронными таблицами. Рекомендуется проводить экзамен в двух аудиториях (проведение экзамена в одной аудитории допускается). В первой аудитории обучающиеся выполняют задания частей 1 и 2 на специальных бланках, после этого сдают бланки работ и переходят в другую аудиторию (компьютерный класс) для выполнения задания части 3.

Решением задания части 3 является отдельный файл, подготовленный
в электронной таблице на основе файла исходных данных, выдаваемого вместе с заданием. Обучающиеся сохраняют данный файл в каталог под именем, указанным организаторами экзамена.

  1. История

Вариант экзаменационной работы включает в себя 31 задание и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. Часть 2 содержит  1 задание с развернутым ответом.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 35.

Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0–11

12–19

20–27

28–35

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

 

  1. Литература

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Часть 1 включает в себя фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения,
к которому относятся два альтернативных задания и одно обязательное. Часть 2 включает в себя лирическое стихотворение (или басню), к которому относятся два альтернативных задания и одно обязательное.

Максимальный балл за всю работу – 28 баллов.

Задания с развернутым ответом оценивается двумя экспертами.

При оценке ответа на любое из заданий 1, 2, 4, 5, существенным является расхождение в 3 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответ по всем критериям.

При оценке заданий 3 и 6 существенным является расхождение в 4 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответ по всем критериям.

Если один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил «Х») по первому критерию любого из заданий, а другой эксперт – ненулевое значение, то третий эксперт должен проверить ответ на это задание по всем критериям.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0–5

6–13

14–21

22–28

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится
3 часа (180 минут).

При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы обучающийся имеет право пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.

 

  1. Обществознание

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание с развернутым ответом.

Максимальный балл за верное выполнение всех заданий работы – 28 баллов

Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение  задания с развернутым ответом.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный  балл

0–8

9-15

16–21

22–28

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 30 мину (210 минут).

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

 

  1. Физика

Вариант экзаменационной работы содержит 19 заданий, различающихся формой
и уровнем сложности.  В работу включено 18 заданий с кратким ответом и 1 задание
с развернутым ответом.

Максимальный балл за верное выполнение всех заданий работы – 25 баллов 

Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 балла оценки за выполнение  задания с развернутым ответом.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный  балл

0–6

7–13

14–19

20–25

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).

В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должен быть непрограммируемый калькулятор и линейка.

  1. Химия

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей. Часть 1 содержит
12 заданий. Часть 2 содержит одно задание высокого уровня сложности, с развернутым ответом.

Максимальный балл за всю работу – 17.

Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение  задания с развернутым ответом.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный  балл

0 – 6

7 – 10

11 – 14

15 – 17

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).

В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование:

– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

– электрохимический ряд напряжений металлов;

– непрограммируемый калькулятор.

  1. Иностранные языки

Экзаменационная работа по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому и испанскому) содержит три раздела: «Задания по чтению», «Задания
по грамматике и лексике» и «Задание по письму».  В работу включено 24 задания с кратким ответом и 1 задание открытого типа с развернутым ответом.

Максимальный балл за всю работу – 40.

Задание с развернутым ответом (личное письмо) оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 3 и более балла оценки за выполнение задания
с развернутым ответом.

Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0–10

11–18

19–29

30–40

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут)

Дополнительные материалы и оборудование  не используются

Сетевой город

Доступная среда

Безопасность