- Проект школьного ученического самоуправления
- «Серьезный разговор»
- на 2017 – 2018 учебный год
- в рамках профориентационной работы МБОУ СОШ № 2
Цель: создание информационно-образовательного пространства между сетевыми партнерами, обеспечивающее эффективность реализации условий ФГОС СОО, совокупности условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию учащихся школы на ступени основного общего образования.
Задачи:
Сформировать у учащихся:
- объективные представления о себе и своих способностях как субъекте будущей профессиональной деятельности, применительно к реализации в будущей специальности;
- сформировать положительное отношение к труду;
Научить учащихся:
- способам проектирования и реализации индивидуальных особенностей;
- способам работы с открытыми источниками информации о профессиях, востребованных на рынке труда;
- разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
Основными направлениями профориентационной работы являются:
- Профессиональное просвещение;
- Профессиональное воспитание.
Руководство проектом осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся. Реализация плана предусматривает активное участие педагогических работников школы, родителей, учащихся, работодателей, сотрудников центра занятости населения, представителей предприятий и индивидуальных предпринимателей, молодых депутатов.
Цели:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентации:
- выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями района.
- профессиональная ориентация учащихся школы как часть всестороннего и гармоничного развития личности;
- повышение уровня осведомленности учащихся школы, создание условий для раскрытия способностей учащихся;
- ориентация учащихся гимназии на непрерывное образование;
- выработка у школьников сознательного отношения к труду.
Формы взаимодействия с учащимися гимназии с целью профориентации:
- анкетирование и тестирование старшеклассников;
- консультации для учащихся и их родителей;
- профориентационные опросники;
- профориентационные игры, тренинговые занятия, научно-практические конференции, круглые столы, фестивали профессий, тематические классные часы (в ракамх профориентационной работы).
Общие направления работы, ориентированные на профориентацию школьников:
- экскурсии в Вузы (посещение Дней открытых дверей, знакомство с работой отдельных кафедр и т.д.)
- ежемесячное посещение предприятий и организаций с целью ознакомления с содержанием профессиоанльной деятельности и т.д.;
- посещение выставок, ярмарок учебных мест
- содействие временному трудоустройству обучающихся в каникулярное время (совместно с Центром занятости)
- размещение информационных материалов по профориентации на сайте школы
№ п/п |
Объект профориентационного погружения |
Месяц |
1. |
АО фирма «Агрокомплекс» им.Н.И. Ткачева, Лаборатория |
Ноябрь |
2. |
Редакция газеты «Власть Советов» |
Декабрь |
3. |
ВСКО |
Январь |
4. |
Центр здоровья |
Февраль |
5. |
Выселковские электросети |
Март |
6. |
МКК «Кореновский» |
Апрель |
7. |
Медицинский колледж |
Май |
Участвуя в профориентационных погружениях и в других формах работы, ученики 8-10 классов нашей школы заполняют Карты оценки профессий, с которыми они познакомились, оценивая каждую профессию по критериям. Критерии были разработаны нами вместе со школьниками на деловых играх. Перечислим выделенные нами критерии:
- Востребованность на рынке труда.
- Доходность.
- Требования к физическим способностям.
- Требования к здоровью.
- Нервно-эмоциональная напряженность
- Требования к характеристикам мышления и кругозора
- Какие качества характера особенно важны.
- Возможность проявить творчество
- Влияние на семейную жизнь.
- Степень общения в труде.
- Возможность карьерного роста.
- Где можно получить образование
- Степень предпочтительности профессии для меня
Заполнив первые позиции, ученик подводит итог и оценивает степень предпочтительности данной профессии для себя в баллах по 10-бальной шкале. Общим итогом становится наличие перечня профессий, представленного иерархически по степени предпочтительности для ученика.
Мы провели предварительное анкетирование по профориентационной работе. Результаты анкетирования показали, что сетевое взаимодействие с предприятиями и организациями интересны для обучающихся, активизируют процессы самоопределения и самопознания в поиске профессионального пути. В анкете мы просили проранжировать по значимости формы используемой нами в школе профориентационной работы. Большинство опрошенных ставит на первое место по значимости погружения в профессию и моделирование профессиональных ситуаций - 85%. На втором – посещение профессиональных учебных заведений и профориентационные игры - 75%. На третьем месте по предпочтению тесты на выявление способностей и особенностей личностного развития – 43%, и на третьем месте - игры на знание профессий - 23%. Наименее востребованными оказались такие формы как написание реферата о профессии (3%).