"Пятиклассник"
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Термин "дезадаптация"
обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.
Критерии школьной дезадаптации:
неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;
нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;
повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок,
объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
· забыть о прошлых неудачах ребенка;
· помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
· помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
УМНОЕ МЕНЮ.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Специалисты по питанию утверждают:
· Орехи – благотворно влияют на работу мозга и укрепляют нервную систему;
· Морковь – улучшает память;
· Капуста – снимает стресс;
· Витамин С (лимон, апельсин, киви) – освежает мысли и облегчает восприятие информации;
· Клубника и бананы – помогут стать спокойнее;
· Креветки – позволяют сконцентрировать внимание;
· Шоколад – питает клетки мозга.
Предлагаем рецепт коктейля, помогающего освежить память и сохранить силы: 1 чайная ложка мёда, 1 желток, 1 стакан сока лимона или апельсина.
Желательно придерживаться режима питания, насколько это возможно.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Ø опираться на сильные стороны ребенка;
Ø избегать подчеркивания промахов ребенка;
Ø проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
Ø создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
Ø быть одновременно твердым и добрым, но не выступать в роли судьи.
Ø Поддерживать своего ребенка, демонстрировать, что понимаете его переживания.